«Про вращения и позиции». Разбор от Хлои. Часть 1-я. Примечание редактора. Статья содержит ссылки на сайт гифок gifs.com, на котором картинки могут открывать очень медленно из-за большой загруженности. Лучше смотреть их с компьютера, предварительно скачав, в противном случае наберитесь терпения. 👉🏻 Некоторое время назад мой добрый друг прислал мне ссылку на пост о вращениях. Неизвестный мне молодой человек с секундомером считает скорость вращений фигуристок из группы Тутберидзе и на полном серьезе пытается вычислить, кто же из них вращается лучше. Предварительный ответ — никто. Ни к хорошим элементам, ни к фигурному катанию эти девочки и девушки не имеют отношения, даже если будут вращаться со скоростью двигателя самолета. Прежде всего потому, что система Тутберидзе построена на примитивной математике, на подсчете баллов за элементы и бонусов за вторую часть программы, за заходы и другие детали. Элементы подгоняются под формальные требования и в основном имеют имитационный характер: не прыгают зубцовые прыжки, а имитируют их, не делают сложные связки, а имитируют их, шагая на плоских ребрах и искажая характер поворотов и шагов; не вращаются, а имитируют вращения. Все имитации переоцениваются с помощью Федерации фигурного катания. По крайней мере так было до этого сезона. Как зубцовые прыжки учениц Тутбридзе не являются зубцовыми (в них искажен заход, постановка ноги, фаза толчка, траектория прыжка), так и вращения не имеют ничего общего с реальными навыками вращения. Пожалуй, лучшим примером этому будет вращение новоиспеченной олимпийской чемпионки. Это лучший прокат Щербаковой в ее карьере (чемпионат страны 2021 года), за это вращение судьи поставили надбавки GOE +5, +4 и +3. Обратите внимание на след, который за время вращения оставляет опорная нога Анны. В позиции сидя, Щербакова проезжает пару метров в сторону, в позиции «кэмел» после смены ноги она очень заметно теряет скорость, при этом опорная нога продолжает передвигаться по льду в другую сторону. Движение на опорной ноге продолжается и в следующей позиции. См. гифку: https://j.gifs.com/MZxNKA.gif Эта езда в разные стороны не только не должна быть оценена на +5 как эталон, но и в принципе не должна быть идентифицирована как вращение. Во вращении ключевыми критериями являются: ЦЕНТРОВКА — способность фигуриста вращаться в одной точке (даже если и не в одной, то смещение не должно превышать 10 см); КАЧЕСТВО ПОЗИЦИЙ — позиции должны быть выполнены на максимальной амплитуде, то есть если это «кэмел», то ноги должны быть натянуты и развернуты, включая колени и носки, корпус также должен быть натянут и развернут. Если это позиция сидя, то сед должен быть глубокий, а свободная нога должна быть вытянута в колене и развернута в носке, при этом корпус должен свободно и легко лежать на ноге. Если это заклон, то прогиб в спине должен быть глубоким и явным; ЛЕГКАЯ СМЕНА ПОЗИЦИЙ — когда смена позиций никак не отражается на скорости вращения и на центровке; ПОСТОЯННАЯ СКОРОСТЬ ИЛИ УСКОРЕНИЕ — скорость вращения не должна скакать в зависимости от позиции, смены позиции, смены ноги и чего угодно еще. Если фигурист после закрытой позиции делает открытую, он может немного потерять в скорости, но это не должно быть как неконтролируемый провал скорости и поиски себя в пространстве (как на гифке выше). Хорошее вращение выглядит примерно так: https://j.gifs.com/lRNXL5.gif Обратите внимание на опорную ногу — Алисса Чизни стоит в одной точке, начиная с позиции «кэмел». Стоит там же после смены в позицию сидя в складке, стоит там же, меняя ногу. И встает в ту же точку и продолжает там же вращаться. Всё время вращения у нее постоянная скорость, скорость не скачет туда-сюда, не проваливается и не падает. Смены позиций не отражаются на скорости вращения и центровке. И качество позиций очень высокое. А теперь перейду к деталям и напишу про каждую составляющую с примерами и иногда сравнениями. О КАЧЕСТВЕ ПОЗИЦИИ, ЦЕНТРОВКЕ И БАЛАНСЕ. «КЭМЕЛ СПИН» — ВРАЩЕНИЕ В ЛАСТОЧКЕ. Даже не имея суперскорости, с помощью хорошей формы и центровки можно создать очень красивое вращение с эффектом оптической иллюзии. Например, «кэмел спин» Толлера Крэнстона. Этот эффект Крэнстон создает с помощью формы. Он уходит в глубокий прогиб в спине так, что его корпус, плечи и бедро разворачиваются «наружу», а прекрасная центровка (способность стоять в одной точке) создает ощущение, будто вращение происходит не на льду, а в воздухе — вокруг рук, которые лежат на бедрах. См. гифку: https://j.gifs.com/16PVJG.gif Также хорошее качество позиции «кэмел» было и у Робина Казинса: https://c10.patreonusercontent.com/4/patreon-media/p/post/71494981/aea940ee664a40a69dac5191e61aac83/eyJ3Ijo4MjB9/1.png?token-time=1664150400&token-hash=LQzu8u6b2Hc6mQllvXDp6iQWDcH2Os0w_MhHHjKUV1M%3D Он тоже вытягивал ногу, красиво разворачивал ее носком наружу, делал благородный прогиб в спине, одну руку укладывал на корпус, вторую вытягивал вперед, создавая симметрию формы. Глядя на вращение Казинса, в какой-то момент непонятно, в какую сторону он вращается, потому что вращение напоминает маятник: https://j.gifs.com/NOy73N.gif У Казинса было не только высокое качество формы и позиций, но и фантастическое владение балансом, которое позволяло ему уверенно и легко стоять в одной точке, легко меняет позиции, варьировать скорость. Он вращается в одной точке, все его смены позиций полностью контролируемы. Это не вращения Щербаковой, в которых она сама не в курсе, куда ее несет, где она вообще ничего не контролирует: https://j.gifs.com/XQ2YNo.gif Еще одно вращение из лучшего проката в карьере Щербаковой. Она делает прыжок во вращение в позиции «кэмел», затем меняет позицию на хват за ногу, затем меняет ребро вращения и подтягивает ногу к голове в позицию кольцо, а затем меняет позицию на бильман с хватом противоположной рукой. Обратите внимание на опорную ногу — она не стоит в одной точке. На протяжении всего вращения Щербакова перемещается из стороны в сторону. Из трех оборотов на внутреннем ребре один оборот выполнен на месте, то есть не на явном внутреннем ребре. Все позиции корявые, опорная нога согнута, свободная завернута внутрь в бедре, колене и стопе. Всё вращение выглядит как хаотичное болтание по льду из стороны в сторону. Скорость то выше, то ниже. Во всем элементе отсутствует контроль и видимость того, что фигуристка владеет коньком и телом: https://j.gifs.com/XQ2qJv.gif И пример хорошего исполнения — тот же прыжок в кэмел, смена ребра на внутреннее и позиции на кэмел с согнутой ногой и разворотом корпуса, затем смена позиции в корзинку с обратным хватом: https://j.gifs.com/RlDk7L.gif У Костнер совершенно другое качество позиций — опорная нога прямая, колено втянуто, свободная нога развернута и натянута, корпус раскрыт и тоже вытянут. Она стоит в одной точке, а когда меняет ребро, то ребро очень четкое и явное. Всё ее вращение выполнено с очень хорошим балансом и владением тела, на одной постоянной скорости и в отличных позициях. Ее не несет по площадке в разные стороны, она не болтается на ноге туда-сюда, ее смены позиций не выглядят неуклюжими и неуверенными. Это совершенно другой уровень исполнения элемента, другой уровень подготовки и базовых навыков. Это не говоря о том, что Костнер на гифке выше — 31 год, а Щербаковой на гифке выше — 16. Кстати, Щербакова — одна из немногих в группе Тутберидзе, которая пыталась делать классическую позицию «кэмел». Выше я поставила пример кэмел с заходом через прыжок, а ниже на видео Юка Сато выполняет классическую позицию «кэмел», затем делает вариацию на согнутой ноге, и затем меняет ногу и делает вращение в позиции сидя: https://j.gifs.com/28QGYA.gif У Сато прекрасные формы позиций, отличная постоянная скорость, она очень уверенно стоит во вращениях и легко меняет позиции. В позиции «кэмел» Щербакова стояла неуверенно и теряла скорость, в позиции сидя немного добавила скорости, но после смены позиции на стоя с перекрестным хватом ноги снова потеряла. Снова нет ровной скорости, нет легких смен позиций. При том, что у Сато все позиции открытые, с вытянутыми руками, она сохраняет скорость, причем в классической позицией «кэмел», и затем в волчке вращается быстрее и лучше, чем Щербакова, которая пытается добавлять скорость закрытыми позициями: https://j.gifs.com/x6w8KB.gif 👉🏻 Другая ученица Тутберидзе владеет базовыми вращениями еще хуже. На недавнем шоу Авербуха после своего номера Камила Валиева решила блеснуть вращениями. Первое вращение было выполнено с заходом на классическую позицию «кэмел», как у Сато выше. Правда, ничего не получилось. Валиева сделала заход с ошибкой, из-за чего ее сильно понесло по льду в сторону, и только вытянув рукой ногу вверх, она перестала хаотично болтаться по льду: https://j.gifs.com/ywxMP6.gif Если сравнить с заходом Сато в позицию «кэмел», то можно заметить, что Валиева заходит стоя: https://j.gifs.com/PjAr1A.gif У Сато, на заходе, корпус «лежит» параллельно полу: https://c10.patreonusercontent.com/4/patreon-media/p/post/71494981/22004c2f2bf74ae780b52c6588fdfded/eyJ3Ijo4MjB9/1.png?token-time=1664150400&token-hash=oTyAhwqeTnzXDOl3jd_tTyahsC8LbanyYba24NouNhI%3D И когда Сато четко стоит на ноге и вращается, Валиева опускает корпус и поднимает ногу, из-за чего ее и потащило в сторону в болтанке. Вот такое качество базы: https://c10.patreonusercontent.com/4/patreon-media/p/post/71494981/79d101876d0f4a59b1c3611d346e47a5/eyJ3Ijo4MjB9/1.png?token-time=1664150400&token-hash=YVd2OZ45UKte9HDJ_B4HFCDGD2um3dnJsBXlRMSdZdw%3D (окончание в следующей части) https://vk.com/wall-166967707_28843 * * * На фото ниже — Е.Радионова (слева), К.Валиева (справа).